Open
Close

Забытая авиакатастрофа - Карта СПб — ЖЖ. Забытая авиакатастрофа Периоды жизненной активности

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом - авиационная катастрофа самолёта Ил-18В из Ленинградского авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в субботу 27 апреля 1974 года в районе Ленинграда. Авиалайнер со 109 людьми на борту выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Запорожье, но сразу после вылета из аэропорта Пулково экипаж доложил о пожаре двигателя, в связи с чем они возвращаются в аэропорт. Однако при заходе на посадку пожар усилился, после чего машина потеряла управление и упала на поле, при этом все на борту погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Рейс выполнялся самолётом Ил-18В с бортовым номером CCCP-75559 (заводской - 184007703, серийный - 077-03). По некоторым данным он был выпущен заводом «Знамя Труда» (Москва) 15 октября 1964 года, а пассажировместимость его салона составляла 110 мест. Эксплуатация машины началась 24 октября, причём, по одним данным, сразу в Министерстве гражданской авиации СССР. По другим данным, авиалайнер поначалу относился к Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации. К 10 марта 1967 года (встречаются данные, что 20 декабря 1968 года) самолёт передали Министерству гражданской авиации СССР, которое направило его в Ленинградское управление гражданской авиации. Там борт 75559 эксплуатировался в 67-м лётном отряде в составе 1-го Ленинградского объединенного авиаотряда (базировался в аэропорту Шоссейная (Пулково)). Его общая наработка составляла 18 358 часов налёта и 7501 цикл (посадку), а на момент катастрофы на нём были установлены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20К с заводскими номерами С2335306, С2415213, Н2335255 и Н2715078.

Экипаж был из 67-го лётного отряда (входил в 1-й Ленинградский объединенный авиаотряд) и имел следующий состав: Командир воздушного судна - Данилов Николай Валерьянович. Родился 13 ноября 1927 года (46 лет). Второй пилот - Егоров Евгений Степанович. Родился 15 мая 1928 года (45 лет). Штурман - Локшин Виктор Иосифович. Родился 4 июня 1926 года (47 лет). Бортмеханик - Макаров Александр Николаевич. Родился 8 ноября 1928 года (45 лет). Бортрадист - Павлов Юрий Евгеньевич. Родился 9 мая 1925 года (48 лет). Стюардесса - Мартьянова Галина Николаевна. Родилась 6 октября 1939 года (36 лет) Стюард - Масловский Евгений Петрович. Родился 24 сентября 1944 года (29 лет).

Катастрофа

Самолёт выполнял пассажирский рейс вне расписания (дополнительный) из Ленинграда в Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Над Ленинградом в это время стояла хорошая погода: облачность 8 баллов, слабый северо-западный ветер (320° 7 м/с) и видимость 10 километров. По другим данным, небо было ясным, а видимость достигала 20 километров. Взлёт выполнялся с полосы 28 по магнитному курсу 279°. После получения разрешения на взлёт, в 18:00:08 экипаж начал разгон по полосе, а через минуту командир Данилов через бортрадиста доложил о выполнении взлёта. В ответ диспетчер дал условия…

Программа «Пульс города» подготовила хронологию авиакатастроф, которые были связаны с городом на Неве. Слово – Павлу Никифорову.

«Я думаю, это те самые деревья. Дороги почти нет. Видимо, по ней не ходили со дня авиакатастрофы. Иногда приходят родственники погибших. А еще говорят, если походить по этому полю и внимательно изучить его, то можно найти обломки самолета.

Нашли тот самый мемориал. Его ни на картах, ни в энциклопедии не найти. Здесь все и заросло. Петербуржцы забыли о его существовании. Надгробные плиты сломанные. Таблички. Черкашина Ирина Николаевна трагически погибла 27 апреля 1974 года, город Ленинград».

Ил-18В вылетел из «Пулково-1» 27 апреля 1974. На борту было 109 человек. После взлета самолет провел 5 минут 55 секунд в воздухе и рухнул в этом поле у железнодорожных путей недалеко от станции Александровская, в 2,5 километра от нового терминала «Пулково».

Павел Никифоров, корреспондент: «Представляете, действительно обломки самолета, аккуратно сложенные в углу перед мемориалом. Видимо, все, что нашли в этом поле, принесли сюда. Есть какие-то детали со штамповкой. А этот фрагмент напоминает обшивку самолета».

Мы долго и упорно искали фото или видео свидетельства этой трагедии. Ничего. Кроме этого мемориала в чистом поле и статьи в «Википедии» ничего нет. Близкие погибших в том же 1974 году посадили на месте крушения деревья. Этим деревьям теперь 40 лет.

Зачем-то вымарать из памяти постарались и другую историю. 21 августа 1963 года. Рейс «Таллин-Москва». У Ту-124 не сложилось шасси. Потом отказал один двигатель.

Павел Никифоров, корреспондент: «Когда отказал второй двигатель, самолет стал планировать с полукилометровой высоты прямо над центром города. Над тогда еще только строящимся мостом Александра Невского он пролетел в каких-то 4 метрах. 4 метра — это даже ниже тех столбов. 400 сантиметров ниже — и не было бы этого невероятного приводнения на Неву, буксировке к набережной и эвакуации пассажиров».

У всех, кто по случайности оказался рядом с фотокамерой, эти самые камеры отняли. Осталось всего-то несколько карточек не самого лучшего качества.

Павел Никифоров, корреспондент: «Рейс был чартерный. Петербург - Москва - Сочи. Самолет принадлежал авиакомпании «Пулково». На борту только экипаж. Ни пассажиров, ни багажа на борту не было. Это и сыграло с самолетом злую шутку. Как только Ил оторвался от взлетной полосы, в хвостовой части самолета стабилизаторы заняли крайние положения, а из-за отсутствия груза двигатели самолета разогнались до критических оборотов, из-за чего машину буквально затрясло в воздухе, она через мгновенье упала в лес у Дмитровского шоссе».

У этого рейса 9560 было крайне много странных совпадений. Например, разбившийся самолет под бортовым номером 86060 за пять лет до катастрофы снялся в фильме «Шизофрения», где главную роль исполнил Абдулов. По сюжету: только вылетев из «Пулково-2», самолет взрывается в воздухе.

В реальной катастрофе с Ил-86 в «Шереметьево» из всего экипажа спаслись только две бортпроводницы, находившиеся в хвосте. 14 человек погибло.

Весь экипаж погиб и 23 мая 1991 года в авиакатастрофе в «Пулково». Всего же на борту рейса Сухуми-Ленинград находились 174 пассажира. Всему виной слишком жесткая посадка под очень сильным углом.

22 августа 2006 года под Донецком упал Ту-154. Погибли все 170 человек, летевшие из Анапы в Санкт-Петербург. И только в этих пяти катастрофах Петербург потерял 308 своих горожан. Кого-то городская память не сохранила. О ком-то эту память хранит березовая роща в поле у Пулковского шоссе. Но все равно их слишком много для самого безопасного в мире способа передвижения.

Мемориал памяти жертв крушения самолета Ил-18 под Ленинградом восстанавливать не будут. Вместо этого планируется установить новый монумент, связанный с прошлогодней авиакатастрофой в Египте.

Крупнейшая для региона авиакатастрофа произошла в апреле 1974 года. Вскоре после взлета у турбовинтового «Ильюшина» загорелся мотор, и летчики попытались вернуть судно в Пулково. Но времени не хватило: объятая пламенем стальная птица разбилась о совхозное поле возле Варшавской железной дороги. Все члены экипажа и пассажиры - 109 человек - погибли.

Вскоре после трагедии родственники создали на месте крушения мемориал. Он расположен на левом берегу нового канала реки Пулковки, позади офисно-складского центра «Кулон-Пулково», что на Пулковском шоссе, 56, корпус 4. Активисты посадили рощицу, круглую в плане, а также установили гранитный памятный знак и могильные камни, которые, возможно, являются кенотафами, а не настоящими надгробиями. Вопрос о том, есть ли в поле останки погибших, остается открытым. Проводились ли надлежащим образом поисковые работы, неизвестно. Также на месте крушения до сих пор остаются предметы, похожие на обломки самолета.

В последние годы про мемориал забыли. Деревья разрослись, скрыв камни с эмалированными табличками под своими разлапистыми кронами. Вокруг подступили сорные травы. К обелиску больше нет подходов и подъездов. Могильные камни разрушаются.

Как рассказала корреспонденту «Канонера» начальник отдела районного хозяйства администрации Пушкинского района Юлия Морозова, мемориал не стоит на учете властей. А поставить его на учет и заняться восстановлением нет возможности, поскольку участок находится в частной собственности.

«Проведение процедуры постановки на учет и дальнейшие проведения работ по восстановлению мемориала за счет бюджета Санкт-Петербурга возможны только при наличии соответствующего отказа собственника земельного участка от правопритязаний в отношении мемориала», - заявила госпожа Морозова.

Добавим, что участок предназначен для размещения складов. Пока работы на участке не ведутся, но ничто не мешает собственнику снести неучтенные надгробия.

Есть и еще одна опасность для мемориала: он расположен у границы стройплощадки нового Московского тракта, который пройдет по правому берегу Пулковки. В ГК «Российские автомобильные дороги», которая является заказчиком прокладки этой скоростной магистрали, впрочем, проблемы здесь не видят.

«Утверждения о том, что дорога М-11 „уперлась в мемориал погибшим при падении самолета Ил-18В“, не соответствуют действительности. Вся полоса отвода будущей дороги полностью очищена и готова к строительству, предварительно на ней были проведены тщательные работы, мемориалов или захоронений на ней нет», - заявили в компании.

Власти сейчас более озабочены созданием нового масштабного мемориала, посвященного актуальной катастрофе, произошедшей в октябре минувшего года над Синаем в Египте. При до конца не выясненных обстоятельствах в результате взрыва Airbus A321 погибли 224 человека, среди них много петербуржцев. Кремль долгое время категорически отвергал версию теракта, но затем все же признал ее, когда тема ушла с первых полос СМИ.

Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области недавно объявил конкурс на лучший проект мемориала. Итоги собираются подвести уже через несколько дней - 1 сентября. О памятники в полях на Пулковском шоссе чиновники сейчас не вспоминают.

Июль 2016 года:

Фото Дмитрия Ратникова

Неприметная березовая рощица около железнодорожного полотна. Невдалеке шумит Пулковское шоссе. На этих задворках позади логистических центров и производств почти не бывает людей, зато велика вероятность встретить собачью стаю. В тусклом ноябрьском небе совсем низко над рощей проносятся заходящие на посадку самолёты...

И мало кто знает, что в этом месте в далёком 1974 году произошла авиационная катастрофа, которая до сих пор остаётся крупнейшей авиакатастрофой, произошедшей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Это была суббота, 27 апреля. Пассажирский самолёт Ил-18 выполнял рейс Ленинград - Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Командиром воздушного судна был 46-летний Данилов Николай Валерьянович.

Погода благоприятствовала полёту: было малооблачно, ветра почти не было. Однако через две с половиной минуты после взлёта Данилов неожиданно доложил на землю: "Загорелось табло пожар четвёртого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся".

Авиадиспетчеры аэропорта Пулково предложили для посадки находящейся прямо по курсу аэропорт Горелово, но экипаж принял решение сажать самолёт в Пулково и стал заходить на посадку по так называемой классической "коробочке" с четырьмя разворотами.

Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Усилившийся пожар за 5—7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости.

До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: "Падаем, конец". Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался.
Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли.

По неофициальным данным, в предпоследнем полёте данного самолёта (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвёртого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полёту. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался выполнять на неисправной машине полёт, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов.

С Николаем Даниловым тоже оказалось всё не так просто. Где-то за неделю (по другим сведениям - за месяц) до последнего полёта у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлёта, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями.

При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно.
Поэтому в этот раз он выполнял посадку по правилам, это затянуло полёт и явилось роковым обстоятельством.

В те годы по официальным данным в Советском Союзе не должно было случаться авиационных катастроф, всё старательно замалчивалось.

По пути к памятной роще мы разговорились с одним из охранников логистического центра, около которого оставили машину.

Охранник очень удивился, что нам известно об этом месте: "Сюда же никто никогда не ходит".

Рассказал, что сам узнал о катастрофе Ил-18 от сестры, которая ездила мимо места трагедии на электричке на дачу.

В тот раз свидетелей падения пассажирского самолёта было много. Люди видели заходящий на посадку самолет с тянувшимся шлейфом огня и дыма. И взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград - Гатчина отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать.

Однако пожар был быстро потушен, убраны тела и обломки. Ничто не омрачило майские праздники в Ленинграде в 1974 году...

Памятную рощу на месте падения Ил-18 посадили родственники погибших. Среди деревьев разбито небольшое кладбище. Не знаю точно, похоронен ли тут кто-нибудь или это просто символические могилки.
Много молодых лиц, студенты летели на короткие майские праздники домой...

Под деревом сложены сохранившиеся фрагменты самолёта Ил-18.

Дорога к роще еле читается в траве. В ноябре глинистая почва раскисла, летом же сюда скорее всего можно доехать на машине.

Рядом с железнодорожным полотном течёт закатанная в бетон речка Пулковка с тёмной непрозрачной водой. Что сюда сливают - неизвестно.

Совсем скоро тут должно пройти скоростное шоссе Москва-Санкт-Петербург, его уже тянут со стороны Шушар. Возможно, это место просто закатают в асфальт. А хотелось бы, чтобы память об этой трагедии сохранилась.

Члены экипажа Ил-18 были похоронены на кладбище 9 января, где, оказывается, есть целая аллея, где покоятся лётчики и экипажи погибших самолётов.

После посещения рощи на месте падения Ил-18 мы доехали до кладбища, нашли ту аллею. Вгляделись в надписи...
Экипаж самолёта Ту-134 погиб 19 октября 1986 года в Драконовых горах Мозамбика. Тогда погибло 34 человека, в том числе все члены экипажа самолёта, выжило 10.

История крушения оказалась весьма запутанной и загадочной.

На борту этого самолёта летел мозамбикский президент Самора Машел и сопровождающие его лица. Вёл самолет ленинградский экипаж. Самолёт при посадке врезался в скалу и полностью разрушился. Расследование производилось в ЮАР и южноафриканская комиссия сделала заключение, что катастрофа произошла исключительно по вине экипажа, который при полёте по приборам перешёл на визуальный полёт и продолжил снижение в ночных условиях и при полёте в облаках, при этом игнорируя предупреждения о близости земли.

Однако более распространена и кажется более правдивой версия о диверсии южноафриканских спецслужб, которые таким образом решили устранить Машела. Для этого в горах был установлен небольшой радиомаяк, передающий ложные сигналы, сбившие экипаж с толку. Такие радиомаяки на тот момент уже выпускались и могли перевозиться на автоприцепе. Также местные жители рассказывали о загадочной военной палатке, в 150 метрах от которой самолёт врезался в гору. После катастрофы эта палатка исчезла.

Тогда при взлёте оба горизонтальных хвостовых стабилизатора внезапно перешли в крайнее положение. Пилоты не успели разобраться в ситуации и не успели задействовать резервное управление стабилизаторами. Самолёт опрокинулся влево и с высоты 200 метров упал на лес. Рейс был перегоночным, на борту были только члены экипажа. Из 16 членов экипажа выжили только две стюардессы.

Этот человек похоронен немного в стороне от той аллеи, но о нём хочется рассказать особо, настолько потряс меня этот случай.

23 апреля 1973 года Ту-104Б с бортовым номером 42505 выполнял рейс из Ленинграда в Москву. На 9-й минуте полёта к стюардессе подошёл 47-летний пассажир Иван Бидюк и передал ей письмо с требованием лететь в Стокгольм, в противном случае обещал взорвать бомбу. На тот момент никаких инструкций по поводу сложившейся ситуации не существовало, поэтому командир Янченко принял решение возвращаться в Ленинград. Бортмеханик Викентий Грязнов в это время пытался уговорить преступника.

С целью не выдать, что самолёт вернулся в Ленинград, пилоты не стали сразу выпускать шасси. Шасси были опущены лишь на высоте 150 метров. Услышав характерный шум и увидев в иллюминаторы аэродром, преступник понял, что его обманули и сразу активировал бомбу. Бомбой была вырвана дверь и раскурочена кухня. При аварийном торможении подломилась стойка переднего шасси, авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен. В носовой части возникло задымление, пассажиры в панике побежали к хвостовой двери, но стюардессы оттеснили их, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолёта оказался в 7 метрах над землёй, и направили к переднему выходу, так как аварийные службы аэропорта быстро ликвидировали пожар.

В результате взрыва погибли 2 человека: бандит и отвлекавший его бортмеханик Вениамин Грязнов, который своим телом прикрыл взорвавшуюся бомбу.

Вот так. Почти Александр Матросов, только почти никому не известный, хотя посмертно ему и дали звание Героя Советского Союза.

Также на этом кладбище покоится экипаж, погибший под Донецком, когда борт не смог облететь грозовой фронт, но мы этого захоронения не нашли.
Возможно, здесь будет похоронен и экипаж самолёта, разбившегося под Синаем.

ВСЕ ФОТО

Самолет Ил-18 "среди всех гражданских крылатых машин первого поколения с газотурбинными двигателями является самым безопасным". Об этом РИА "Новости" сообщили в авиационном комплексе "Ильюшин".

Начиная с 1976 года не произошло ни одной катастрофы по причине отказа материальной части на самолетах Ил-18, подчеркнули в КБ. Всего с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях.

Разработка Ил-18 началась в 1954 году, первый опытный самолет совершил первый полет 4 июля 1957 года. Серийные самолеты стали поступать в эксплуатацию с 1959 года. "Аэрофлот" ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата 20 апреля 1959 года. В 1958-1960 годах на Ил-18 установлен ряд рекордов дальности и высоты полета с различной коммерческой нагрузкой. Серийное производство самолетов Ил-18 завершилось в конце 70-х годов. Всего было построено более 700 самолетов.

Ил-18 до сих пор находится в эксплуатации гражданской авиации и ВВС России, а также ряда других стран. Он стал первым советским пассажирским самолетом, который нашел широкий спрос на мировом рынке: более 100 самолетов изготовлено для 17 зарубежных авиакомпаний. Различные модификации Ил-18 в свое время были поставлены в Болгарию, Китай, Польшу, Корею и Вьетнам.

После выработки ресурса для пассажирских полетов значительное число Ил-18 модифицировано в грузовой вариант. По информации Государственной службы гражданской авиации, некоторые российские авиакомпании продолжают использовать машину в качестве пассажирской.

Список аварий самолетов Ил-18:

13 декабря 1959 года. В районе Ташкента Ил-18 (рейс Кабул-Ташкент) врезался в горы. Погибли 29 человек.

17 июля 1960 года. Ил-18 (рейс Каир-Москва) упал под Киевом из-за пожара. Погибли 35 человек.

2 сентября 1964 года. Из-за ошибки пилота Ил-18, летевший из Красноярска в Южно-Сахалинск, начал преждевременное снижение и упал в сопки. Погибли 87 человек.

19 октября 1964 года. Лайнер упал при заходе на посадку в аэропорту Белграда. Погибли 33 человека.

16 ноября 1967 года. Под Свердловском, набрав высоту 200 метров, Ил-18Б рухнул на землю из-за отказа приборов. Погибли 130 человек.

29 февраля 1968 года. В районе Братска Ил-18Д, выполняя рейс Красноярск-Петропавловск, по неизвестным причинам начал экстренно снижаться с высоты 9000 метров и разрушился в воздухе. Погибли 82 человека.

26 июля 1969 года. У Ил-18 в полете загорелся двигатель. Катастрофа произошла, когда горящий самолет произвел вынужденную посадку с убранными шасси. Из 112 человек, находившихся на борту, погибли 16.

6 февраля 1970 года. Ил-18 разбился в районе Самарканда, столкнувшись с горой из-за ошибки службы управления движением. Погибли 92 человека.

31 декабря 1970 года. На взлете в аэропорту Пулково (Ленинград) упал самолет, вылетавший в Ереван. Погибли 93 человека.

31 августа 1972 года. В результате катастрофы в районе Магнитогорска погиб 101 человек. На лайнере загорелся багаж пассажиров.

2 октября 1972 года. Вскоре после взлета из Адлера Ил-18Б упал в Черное море. Погибли 109 человек.

27 апреля 1974 года. На летевшем в Ленинград Ил-18В разрушилась турбина 4-го двигателя. Экипаж успел доложить на землю о вибрации и пожаре. Погибли 118 человек.

13 мая 1975 года. Ил-18, совершавший рейс из Еревана в Батуми, потерпел аварию из-за несогласованных действий экипажа и служб аэропорта. Катастрофа произошла у горы Мтирала (20 км от Батуми). Погибли 38 человек.

5 марта 1976 года из-за отказа навигационных приборов самолет рухнул в районе Воронежа с высоты 8000 метров. Погибли 120 человек.

15 февраля 1977 года. Катастрофа произошла во время посадки Ил-18В в Минеральных Водах. Погибли 77 человек.

25 октября 2000 года. При заходе на посадку в сложных метеоусловиях в 20 км от Батуми столкнулся с горой Ил-18 ВВС РФ. Погибло более 80 человек.

19 ноября 2001 года. В понедельник в 21:19 по московскому времени с экранов локаторов пропал самолет Ил-18, выполнявший чартерный рейс по маршруту Хатанга-Москва, упал у деревни Захаровка Калязинского района Тверской области в 24 км к юго-востоку от города Калязин. Погибли 7 членов экпажа и 18 пассажиров.