Open
Close

Роль учителя-логопеда в коррекционно-образовательном процессе на современном этапе. Образовательный портал Задачи, стоящие перед логопедической группой

Татьяна Красовских
Профессионально-практические функции логопеда

Многие ошибочно предполагают, что задача логопеда – научить ребенка правильно произносить звуки. На самом деле предметная область специалиста логопеда довольно разнообразна : грамотная речь, способность ясно формировать свою мысль, богатый словарный запас - и это далеко не все функции учителя логопеда . Логопед – специалист , исправляющий речевые дефекты пациентов. Применяя специально подобранные упражнения, он учит ребенка правильно произносить буквы и звуки. Логопед должен обладать профессионально -практическими и социально-личностными навыками.

Профессионально-практические функции детского логопеда .

Поскольку данный специалист ведет обучающие занятия, он не может обойтись без педагогических знаний. Логопед должен хорошо разбираться в многочисленных методиках и литературе по логопедии , понимать какие именно обучающие материалы применять в различных случаях коррекции речи. Поскольку логопед занимается с определенными патологиями у детей различного возраста, то он должен освоить базовые медицинские знания. Этот аспект является очень важным, так как цель лечения помочь ребенку, а не навредить ему. Для установления крепкого контакта и доверительного отношения с ребенком, логопед должен являться отличным детским психологом . Что бы маленький пациент проявлял интерес к обучающим занятиям, его необходимо вовремя хвалить, а иногда надо проявить строгость, но так, что бы ребенок, ни отвернулся от своего педагога. Эффективность результатов коррекционно-педагогической деятельности логопеда зависит от его способности саморазвития. Логопед постоянно должен повышать уровень своей квалификации в соответствии с требованиями современного развития общества. Он обязан обладать способностью к самосовершенствованию, саморазвитию и самообогащению. Социально личностные навыки логопеда Для того , что бы быть хорошим детским специалистом, логопед должен обладать не только профессиональными качествами , но определенными личностными характеристиками. Любовь к детям у логопеда должна стоять на первом месте. Поскольку невозможно проводить полноценные занятия и научить ребенка определенным навыкам, если детские проделки и шалости раздражают специалиста. Для работы с детьми необходимо так же обладать спокойствием и терпением. Так как следует всегда быть готовым к тому, что придется многократно повторять материал и разъяснять одни и те же задания. Логопед должен творчески подходить к своей работе, обладать определенным энтузиазмом и задором. И конечно у самого логопеда , не должно быть каких-либо речевых проблем. Дефекты речи, появившиеся в детском возрасте, могут оставаться у человека на всю жизнь, создавая проблемы в общении, мешая обучению, социальной адаптации, карьерному росту и успешности. К основным дефектам речи относятся нарушение произношения, грамматического строя, темпа речи, её плавности, недостаточный словарный запас. Более серьёзными нарушениями считается задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикания. Логопеды также помогают при полной или частичной утрате речи после инсультов, черепно-мозговых травм. Чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов достичь желаемого результата. Исправление нарушений речи более эффективно в дошкольном возрасте, но исправить недостатки произношения, различные речевые дефекты, улучшить дикцию, сформировать чёткую, грамматически правильную речь без запинок можно в любом возрасте. На первом этапе проводится всестороннее обследование речи, которое выявляет состояние речевого развития пациента. В случае обнаружения проблем логопед подберёт индивидуальную коррекционно-развивающую программу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития, даст рекомендации для самостоятельной работы. Разработанная логопедом индивидуальная программа нацелена на общее развитие речи, овладение грамматическим строем языка, формирование связной речи обучение чтению, расширение лексического запаса, развитие фантазии и воображения. Индивидуальные занятия с логопедом включают в себя релаксирующие упражнения, игры, развивающие фонематическое восприятие и мелкую моторику рук. Комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку звуков и исправление звукопроизношения. Он включает в себя отработку движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произнесения звуков. Упражнения на развитие речевого дыхания, работа с интонацией и мелодикой, способствуют формированию плавности речи, помогают избежать проблем, связанных с заиканием. Специалист проводит тщательную работу над произношением проблемных звуков, добивается его автоматизации. Индивидуальные логопедические упражнения эффективны при чётком определении оптимальных сроков и последовательности преодоления речевых нарушений. В соответствии с этой программой распределяется фонетический материал. Работа над формированием красивой, правильной речи ребёнка невозможна без активной роли родителей, их помощи и поддержки.

КУЛИКОВА Т.Д., учитель-логопед ГБДОУ д/с № 62, Санкт-Петербург

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно детальной диагностике в дошкольных учреждениях до 60% детей имеют те или иные проблемы:

Различные речевые нарушения;

Нарушения слуха;

Гиперактивность с дефектом внимания;

Двуязычие.

В данной ситуации необходимы повышение внимания к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, активная дифференцированная помощь специалистов, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка для его дальнейшей успешной социализации.

Актуальность данной проблемы определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений и соответственно конкуренцией среди них; занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

На современном этапе в штате многих детских садов отсутствуют логопеды, дефектологи, психологи, что создает трудности в организации качественного сопровождения детей с проблемами в развитии. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада нужно искать новые образовательные технологии, использовать более гибкие формы работы, чтобы добиться более эффективных результатов и помочь всем детям максимально раскрыть свой потенциал.

Внедряемая в настоящее время наиболее передовая система обучения, так называемое инклюзивное (включающее) образование подразумевает доступность его для всех детей, в том числе и детей с особыми потребностями. Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги - это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного детского сада.

По результатам проведенной в ГБДОУ № 62 Санкт-Петербурга диагностики 75% детей имеют проблемы в формировании речи, нарушение слуховой функции (I-II степени тугоухости), заикание в негрубой форме, гиперактивность, двуязычие. Родителям было предложено обратиться в специальные дошкольные учреждения, но 50% из них предпочли остаться в этом учреждении, поэтому для них была организована коррекционная поддержка детей через систему дополнительного образования.

Одним из звеньев этой системы стали занятия с логопедом-дефектологом (специалист имеет две специальности) по коррекционным программам «От буквы к слову» и «Говорим правильно», нацеленным на исправление недостатков произношения, развитие высших психических функций, индивидуальную коррекцию речи и общее речевое развитие. Количество занятий состоит из двух групповых (по 20-25 мин) и двух индивидуальных (по 15 мин).

Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.

Коррекционные мероприятия нацелены на формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций и поведения. Эффективность занятий зависит от подбора форм и методов их проведения.

Каждое занятие представляет собой мини-проект, включающий проблемы конкретной группы, пути их реализации через игры, драматизации, фонетическую ритмику, вокальные упражнения, придумывание сказок со своими игрушками, обсуждение и показ практического опыта, составление мини-стихов с опорой на слова-рифмы, всевозможные пазлы, лото, ролевые игры в «дежурного» логопеда, закрытые картинки. Результаты занятий - подведение итогов проекта детьми, которые активно выражали желание участвовать в игре, рассуждать, побуждать друг друга к диалогу (опираясь на собственный опыт). Очень часто ребята к занятиям сами готовили рисунки и поделки, закрепляя тему прошлого занятия и угадывая, о чем будет идти речь на новом занятии.

Апробация такого вида работы прошла во всех возрастных группах, накоплен интересный наглядно-дидактический материал. Планируется вводить информационные технологии как в групповом режиме работы, так и на индивидуальных занятиях.

Особая роль в этой работе принадлежит родителям, для чего в саду разработана система обратной связи через тетради взаимодействия, выполнения заданий, специальные папки-копилки, участие в совместных праздниках. Показателен такой пример: девочка 5 лет радостно рассказала логопеду-дефектологу, что научила свою маму правильно произносить звук, и передала в точности занятие, которое проводила с ней. Такие примеры демонстрируют положительную динамику развития, добрые личностные качества и коммуникативную компетенцию. В то же время обращают на себя внимание специфические особенности логопедической помощи как дополнительной услуги, перечисленные ниже.

  • Логопедической диагностикой охвачен весь контингент детского сада, но далеко не все родители выбирают услуги логопеда из списка дополнительных образовательных услуг и, как правило, не обращаются за бесплатной коррекционной помощью в другие учреждения.
  • Часть родителей изъявляют желание оплачивать услуги логопеда, даже если их ребенок не имеет отклонений в речевом развитии.
  • В сложных случаях логопед может рекомендовать весь комплекс своих услуг, но родитель из соображений экономии согласен оплачивать только его часть, тем самым делая процесс коррекции не в полной мере эффективным.
  • Существует риск отказа родителей от логопедической помощи в любом последующем месяце. Как правило, такая ситуация встречается, когда звук поставлен, отработан в изолированной позиции, и родителю кажется, что после этого логопедические занятия теряют смысл. При этом зачастую задания на автоматизацию звука в домашних условиях игнорируются.
  • Трудности организации взаимодействия с воспитателями массовых групп: многие педагоги отказываются отрабатывать с детьми речевой материал под предлогом «мне за это не платят».

Итоговая диагностика проводится по результатам работы с определением дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов или коррекции нынешнего. Для выстраивания целостной картины привлекаются специалисты образовательного учреждения, в том числе и педагоги дополнительного образования.

Правильная, рационально спланированная работа логопеда-дефектолога, отрегулированная система взаимодействия со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, родителей, как основных его участников, подбор современных методов, инновационных форм позволяют заложить в каждом ребенке прочный фундамент, который поможет ему в будущем успешно овладевать знаниями и стать по-настоящему здоровым.

Сложившиеся в настоящее время система помощи и поддержки детям в условиях массового детского сада через внедрение инновационных технологий, организация консилиумов специалистов создают серьезные предпосылки к развитию инклюзивного образования в до­школьном учреждении, его широкому распространению и обсуждению.

статья


СОВРЕМЕННЫЙУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД. КАКОЙ ОН?
У великого русского классика Льва Николаевича Толстого есть высказывание, которое мне очень нравится: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Этим словам уже более ста лет, но они особенно актуальны в наши дни. В дни, когда происходит так много изменений и нововведений в образовании, несмотря ни на какие новшества, инновационные, модные образовательные системы и технологии, любовь к делу и к ученикам остаётся главным мерилом деятельности педагога. Особенно это касается такой профессии, как учитель- логопед. Современный учитель-логопед - это интеллигентный и разносторонне развитый человек. В сфере умственного труда он искусный мастер. Что может учитель-логопед? Кто он такой? Во-первых, он учитель, он педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни. Во-вторых, в профессии учителя-логопеда присутствует милосердие медицины. Он врачует речь и тонко влияет на психические процессы,он обладает медицинскими знаниями и может работать не только в образовательных, но и в лечебных учреждениях. В-третьих, современный учитель-логопед владеет секретами психологии, ибо неоспорима взаимосвязь речи, интеллекта и психических процессов. По роду своей профессии учитель-логопедг является знатоком человеческой психологии. Ведь порой разборчивость речи ребенка, его интеллект так сильно нарушены, что его не понимают окружающие. Учителю-логопеду приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка «всяческих речевых и интеллектуальных нарушений» на понятный нам всем язык. Еще современный учитель-логопед напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит и использует в работе множество книг, и полезную информацию всегда порекомендует родителям воспитанников, а специальную литературу коллегам- педагогам. Речь сродни музыке, чувства и идеи которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Современный учитель-логопед использует это, потому что знает, что музыка занимает важное место в коррекционной работе. Современный учитель-логопед часто становится поэтом и писателем, самовыражаясь в своей профессии. Стихи, рассказы собственного сочинения приходят на помощь в работе многим коллегам. Самые передовые учителя-логопеды делятся своим опытом с другими, освещая его в журналистских статьях и книгах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно - на собраниях, совещаниях, консультациях. Создавая, организуя и проводя занятие с детьми, учитель-логопедг сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера. Художественные наклонности учителя-логопеда проявляются при создании пособий, оформлении разнообразных проектов, т.е. становится художником- оформителем, художником-фотографом. Использование проектной деятельности в дефектологии делает ее схожей с архитектурой. Созидательность – основа как профессии архитектора, так и
профессии учителя-логопеда. Архитектор творит, создает или перестраивает здания последовательно, системно, тщательно. Так же и учитель-логопед реконструирует недостатки. Надстраивает правильные уровни, совершенствуя знания, умения и внутренний мир своих воспитанников. Современный учитель-логопед современен во всем, ему подвластны разные технические средства: диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер. Ведь самое главное в работе логопеда - развитие ребенка, т.е. начало его поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Особенно если речь идёт о детях с ограниченными возможностями, которых надо воспитать так, чтоб они чувствовали полноценными членами общества, чтоб не были в этой жизни балластом, а могли приносить пользу окружающим. Обучение и воспитание детей с проблемами как физического, так и психического развития – это нелегкий, кропотливый, но интересный и увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Ведь эта профессия и дети, с которыми работают логопеды, учат быть оптимистом, смотреть на жизнь другими глазами, радоваться хоть и маленькой, незначительной, но победе. Невольно вспоминаются с юности запавшие в душу слова ещё одного великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Действительно, очень легко любить детей, которые сами тянутся к знаниям, легко их усваивают и дают нам положительный результат. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, понимаешь, что именно люди этой благородной профессии, как никто умеют любить «черненьких» и делать из них полноценных людей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия учителя-логопеда многогранна и касается всех сфер жизни общества, для которого он и «шлифует» доверившиеся и раскрывшиеся ему детские души. В его работе в одно целое невольно объединяются педагогика и психология, социология и искусство, медицина и филология… А самое главное в этом монолитном сплаве - безграничная любовь к детям и беззаветное служение, преданность учительскому делу, ставшему смыслом жизни












Мотивация учащихся Определение источника мотивации (Что тебе важно? Что помогает?) Нацеливание на результат (Доска успеха…) Привнесение в обучение элемента игры Использование роли хорошего/плохого полицейского Поощрение (дипломы…) Развитие дружеских отношений Культивирование энтузиазма Использование возможностей крайнего срока Обучение порядку действия








Диагностика Развернутое обследо- вание речевых и нере- функций Развернутое обследо- вание речевых и нере- функций Экспресс- диагностика Экспресс- диагностика Инновационная компьютерная программа «Логодиакорр» Инновационная компьютерная программа «Логодиакорр»




Развитие Устная и письменная речь Устная и письменная речь Чтение Фонетико- фонематические процессы Фонетико- фонематические процессы Высшие психические функции Высшие психические функции Звукобуквенный и другие виды анализа Звукобуквенный и другие виды анализа Лексико- грамматический- строй речи Лексико- грамматический- строй речи Графо- моторные навыки Графо- моторные навыки Зрительно- пространственные ориентировки Зрительно- пространственные ориентировки






Схема урока Психические функции Ритмические упр. Ретроспектива урока Дыхание Артикуляционная гимнастика Коррекция Грамматическая тема Каллиграфия Чтение (скороговорки) Метафора Физминутка Закрепление грамматической темы в упр. Словарные слова Звукобуквенный и языковой анализы Пальчиковая гимнастика Итоги Пересказ метафоры Релаксация Индивидуальная работа









Инновационная компьютерная технология «Цицерон ЛОГОдиакорр 1» Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Коррекция Развитие Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Коррекция Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Развитие Коррекция Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика
Результаты использования компьютерных технологий Что дает программа ПедагогуУчащемуся 1. Получение индивидуального профиля ребенка. 1. Повышение познавательной активности и мотивации к обучению. 2. Инструмент мотивации.2. Обеспечивает способами развития и коррекции высших психических функций и речи. 3. Создание единого информационного пространства для службы сопровождения. 3.Устойчивость эмоционально- волевой сферы. 4. Проведение мониторинга.4. Вооружает знаниями, умениями и навыками правильной устной и письменной речи. 5. Снижение сроков диагностики, коррекции и развития. 5. Помогает в усвоении предметов школьной программы.



Слово «логопед» у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки.

Для чего же нужен логопед в школе?
Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно.

Первая задача логопеда - коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе логопед особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения.

Иногда у логопеда возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на логопедических занятиях навыков, особенно в летний период.

Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования логопеда. Одних занятий с логопедом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного логопедического материала.

Второй задачей логопеда является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика - это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи - это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса.

На логопедических уроках школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова.
Всё вышеописанное - работа логопеда в детском саду. Если ребёнок пришёл в школу без этих знаний, логопед поможет их усвоить. Закрепление дома усилит результат работы логопеда.

Следующая задача логопеда - развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку (рука - первый - р, второй - у, третий - к, четвёртый - а), придумать слово на определённый звук (р - речка, роза, ракета) и другое.

Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук - очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово.

Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение.
Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.

Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме - основная и главная задача школьного логопеда.

Что такое специфические ошибки?
Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, не смотря на все усилия логопеда. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия - нарушение письма и дислексия - нарушение чтения.

Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем:
. пропуски букв, слогов (машина - мшина, манна)
. перестановки букв и слогов (корова - ковора)
. замены букв (мороженое - моложенное, жуки - шуки, Люба - Луба)
. слитное написание слов (Детигуляют)
. недописывание слогов и слов (дорога - дорог, черепаха - черепа)
. и другое

Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Логопед, проводя систематическую и планомерную работу на занятиях, устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие.

Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в логопедической работе, не может быть достигнут положительный результат. Только совместная работа логопеда и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь Вашего ребёнка в школе.