Open
Close

Понятия художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль. Отличие литературоведческого стиля от лингвистического

Что значит понятие "художественный метод" в литературе? В чем его отличительные характеристики? Какого метода придерживались или придерживаются ваши любимые писатели? Хотите отличать символизм от акмеизма? Эта статья — для вас! В ней изложена та база, которая поможет вам уверенно чувствовать себя в огромном литературном пространстве.

Что такое художественный метод?

Это одно из самых важных понятий в искусстве. Означает совокупность общих оценок, видения мира и восприятия определенных вещей писателями. Таким образом возникли различные направления в литературе. Характер видения окружающей действительности зависит от того, какого метода придерживается творец.

Приверженцев определенного художественного (творческого) метода объединяет представление об идеалах, человеческой жизни, добре и зле, и об искусстве в целом. Они нацеливаются на разную целевую аудиторию, поэтому существование множества литературных методов чрезвычайно важно, так как они удовлетворяют духовные потребности людей с разным мышлением.

Отличительные характеристики

Главная особенность художественного метода состоит в многообразии его форм. В литературе существует огромное количество направлений и их "смесей", с помощью которых мы можем взглянуть по-разному на предмет и явление. Классицизм, сентиментализм, натурализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, экзистенциализм, постмодернизм - основные направления, которые обладают своей индивидуальной силой и характером.

Какие художественные методы в литературе существуют?

У каждого писателя непременно есть свой индивидуальный стиль выражения мысли, ни на кого не похожий, но он переплетается с одним определенным направлением, которое близко ему самому.

Перейдем от общего к частному и разберемся в основных художественных методах в литературе, начиная с XVII века и заканчивая концом XX.

Классические направления XVII - XVIII веков

Классицизм — первое возникшее в XVII веке. Характеризуется воспитательной моралью, простотой изложения, четким разделением на положительных и отрицательных героев, "тремя единствами"— местом, временем и действием. В этом направлении трудились такие известные писатели, как Ж. Расин, М. Ломоносов, Г. Державин. Основные черты классицизма вы сможете найти в "Оде на взятие Хотина".

В следующем литературном направлении — сентиментализме — в XVIII веке писали Ж. Руссо, И. Гете, Н. Карамзин. В этом направлении важно изобразить состояние внутреннего мира персонажа, его душевные терзания и искренние эмоции. Ближе познакомиться с этим направлением вы сможете, прочитав "Бедную Лизу".

Романтизм появился на рубеже XVIII-XIX веков. Любовь, чувства, желания, страдания, побег от угнетающей реальности — все это невероятно красиво описывают в своих произведениях Д. Байрон, В. Гюго, М. Лермонтов. "Демон" - это яркое произведение, которое даст вам полное представление об этом направлении.

Обыденность XIX века

Реализм, возникший в XIX веке, описывает типичного героя в типичной для среднестатистического человека ситуации посредством разговорной лексики. Это направление тонко чувствовали Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, И. Тургенев. "Отцы и дети" — показательный роман, который без фальши и притворства поведает о разнице поколений и их восприятии, в этом и есть суть реализма.

Натурализм — художественный метод, возникший в конце XIX века. отличает точное и объективное изображение судьбы, быта, повседневности, характера человека. Представители этого направления, такие как М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов, считали, что не бывает недостойных тем для изложения, даже типичные человеческие переживания — настоящее искусство. "Кому на Руси жить хорошо" — поэма о реалиях крестьянской жизни и непростой судьбе — неоспоримая представительница натурализма.

Броские и необычные методы изложения мысли XIX - начала XX веков

Модернизм — общее название для таких течений, как символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм. Чтобы иметь представление о модернизме, охарактеризуем все вышеизложенные направления.

  • Символизм возник в 1870-е годы, от других направлений он отличается образным видением, тайным смыслом предметов и явлений, использованием слов со множественным значением. В этом интересном и необычном направлении писали, например, З. Гиппус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. "Аптека, улица, фонарь" - стихотворение, которое стоит прочесть или освежить в памяти, чтобы понять суть символизма.
  • Акмеизм — художественный метод, которому следовали только наши соотечественники, например О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев. В этом направлении нет двусмысленности, слова имеют точное значение, а образы отчетливо видятся; с помощью силы художественного слова писатели переосмысляли жизненные процессы, в которых есть изъяны. "Сероглазый король" — в это стихотворение необходимо погрузиться, чтобы понять логику поэтов этого направления.

  • Футуризм — направление, в котором работали российские и итальянские творцы. Это броское направление появилось в начале XX века. Эпатаж, смелые решения и нестандартное построение стихотворения, например лесенкой, как у яркого представителя этого направления В. Маяковского. Кроме него, в этом направлении творили и ломали представление о классическом искусстве И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк. "А вы могли бы?" - экстравагантное, необычное, вдохновляющее, абсолютно футуристическое стихотворение.

  • Импрессионизм в литературе появился в конце XIX века, писатели в этом направлении подробно описывали чувства, переживания и эмоции, превращали мгновения жизни в искусство. Ярчайшими представителями этого направления можно считать Г. де Мопассана, М. Пруста. "Милый друг" - эмоциональное и легкое произведение, прочитав которое, вы непременно станете поклонником импрессионизма.
  • В начале XX века в Германии получил распространение мрачный экспрессионизм. Главными темами этого направления являются гибель, разрушение, потеря, неприглядность окружающей действительности. Ф. Кафка и Е. Замятин наиболее ярко смогли передать сущность этого направления. "Мы" — сильнейшая антиутопия нашего соотечественника, которая не рождает чувство подавленности, но в полной мере раскрывает все вышеприведенные темы экспрессионизма.

Современные взгляды на литературу с середины XX века

В основе экзистенциализма, появившегося в середине XX века во Франции, лежат идеи об одиночестве и трагизме бытия, ничтожности человеческих идеалов. Ж. П. Сартр, А. Камю смогли наиболее уверенно и четко изложить это на бумаге. "Падение" — книга, в которой вы не найдете острых поворотов в сюжете, но тонкие и интеллектуальные диалоги влюбят вас в экзистенциализм.

Наиболее современное направление — постмодернизм — появилось во второй половине XX века, его отличают максимализм исполнения, ирония и сатирическое отношение к происходящему. Х. Мураками, В. Набоков, К. Воннегут видели мир сквозь сатирическую призму. Произведение "Бойня номер 5" написано в лучших традициях постмодернизма, оно погрузит вас в глубокие размышления о ценности жизни и взглядах на нее.

Значение литературных течений для современного человека

Сила слова может заставить человека по-разному смотреть на определенные вещи. Прочтение произведений писателей, придерживающихся разных художественных методов, сделает вас многогранной личностью, умеющей критически и с разных сторон взглянуть на любую ситуацию.

Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс.

Вариант №1

1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

3. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б) социально-бытовой В) психологический

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

Против...»

А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов

10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким образом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведенный порядок жизни и смерти - и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

13. Сатира - это

А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому

Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка

В) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, порока человека

Или общества

14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит

А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».

15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:

А)очерк Б) сказ В)рассказ Г) повесть

16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова?

А) в изображении проблем и чаяний народа

Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа

В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...» ?

А) Соне Б) Катерине Ивановне В) Авдотье Романовне

18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?

А) да Б) нет

19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.

20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?

А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова

Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)

21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?

А) гениальная личность способна повести за собой массы

Б) народ - главная движущая сила истории

В) фатум, высшая сила, определяет ход истории

22. В чём состоит смысл заглавия романа

А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)

23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи »?

24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, строящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».

25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».


1.

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2.

А) большой объём

3.

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4.

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

Б) стремлении к поиску

6.

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

7.

А) духовной силы и смелости

8. театра» ?

9.

против...»

В) революционных демократов

10.

разом расправился автор

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

Г) посещение родителей

12.

созданию действительности

13. Тема художественного произведения – это

поставленная в нём писателем

14.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

15. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

17. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

18. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

19. В какой момент происходит кульминация пьесы

20.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

21. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

22.Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

23. Роман – это:

24. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

произведении.

Контрольная работа по литературе в 10 классе за 1 полугодие

2 вариант

1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократич­ ностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъек­ тивная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пере­ созданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмыс­ ления общественных отношений, изображение диалектичес­ ких взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человечес­ кий характер берется в его социальной активности.

2. Тема художественного произведения – это

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для

постановки философских, социальных, этических и других проблем.

3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

6. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

8. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

9.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

12. Роман – это:

А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.

13. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

героев, лежащих в основе действия

В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в

произведении.

14. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской ли тературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

15. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

16. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

17. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

19 . Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

20 . Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А. Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

21 . Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на после­дующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

22 . Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тур­ генев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов

23 . Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким об­ разом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведен­ ный порядок жизни и смерти -и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

24. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

Ключи к ответам:

Критерии оценивания:

Кодификатор элементов содержания, проверяемые заданиями контрольной работы по литературе за первое полугодие в 10 классе:

1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.

5 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
5.1 А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. ТУРГЕНЕВ. Роман «Отцы и дети».
5.5И.А.ГОНЧАРОВ.Роман«Обломов».

В отечественном литературоведении при характеристике литературного процесса используется целый ряд понятий: художественный (творческий) метод, литературное направление, литературное течение, стиль (эпохи, литературного направления) и др. В трактовке понятий учеными нет единства, за пределами специальных исследований термины часто используются как синонимы. Особенно неоднозначной является трактовка понятия «метод». Тем не менее, дать определение этого понятия необходимо, так как именно оно является одним из важнейших терминов, необходимым для того, чтобы дать представление о многовековом развитии литературы.

Понятие о методе было заимствовано литературоведами из других областей общественного сознания и деятельности, сначала из науки, затем из философии (метод от греч. methodos – путь исследования).

По своей сути понятие метода явилось очень важным приобретением науки. Оно означает духовно-практический опыт людей, творчески применяемый ими для дальнейшего освоения природы и общественного бытия. Поэтому метод – это универсальная категория общественного сознания и деятельности. Она конкретизируется по отношению к каждой особой исторически выделившейся области духовно-практической и собственно духовной деятельности человека, в результате чего складываются соответствующие научные понятия, которые получают различные терминологические обозначения.

Искусство является одной из форм активной творческой деятельности, художественным освоением жизни с определенной направленностью. И так же как все другие относительно самостоятельные области общественной деятельности, искусство вырабатывает свой творческий метод, отличающийся от методов других областей и своим объективным первоисточником, и специфическими особенностями общественной функции и цели искусства, и творческим освоением своего, то есть собственно художественного, наследия. В отечественном литературоведении и искусствознании для обозначения метода используются определения «творческий » или, что то же самое по значению, «художественный ».

Метод – категория эстетики, которая стала складываться в отечественном литературоведении в 20-е годы XX столетия и при этом неоднократно переосмысливалась. «Наиболее употребительные современные определения метода: «способ отражения действительности», «принцип ее типизации»; «принцип развития и сопоставления образов, выражающих идею произведения, принцип разрешения образных ситуаций»; «… самый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности». Следует подчеркнуть, что метод не отвлеченно-логический «способ» или «принцип». Метод – общий принцип творческого отношения художника в познаваемой действительности, то есть ее пересоздания, и потому он не существует вне конкретно-индивидуального своего претворения» (Литературный энциклопедический словарь – М., 1987, с.218). Таким образом, художественный метод – понятие не связанное с конкретно-историческими особенностями творчества конкретных писателей, оно призвано указать на некие общие сходные черты, характерные для их произведений.



Вопрос о типологии художественных методов до настоящего времени является дискуссионным. Можно говорить о существовании двух основных подходов к разграничению методов: политомическом и дихотомическом . Согласно первому из них, обоснованному И.Ф. Волковым, «у каждой художественной системы свой метод: и у литературы античной классики, и у литературы Возрождения, и у классицизма, и у романтизма, и у реализма, и у всякой другой системы в мировой литературе» (Теория литературы – 1995, с. 159). В то же время большинство исследователей (Тимофеев Л.И., Поспелов Г.Н. и др.) считает, что следует выделять два метода реалистический и романтический (или, согласно более распространенным в настоящее время определениям, реалистический и нереалистический ).

Основой для их разграничения является отношение писателей к изображаемой действительности, прежде всего – его подход к обрисовке характеров персонажей. «Если писатель, создавая действия, отношения, переживания своих вымышленных героев, исходит при этом из внутренних закономерностей их социальных характеров, его произведения приобретают тем самым такое свойство, которое обычно называют реализмом . Если же писатель обходит эти внутренние исторически конкретные закономерности характеров своих героев в угоду исторически отвлеченной идейно-эмоциональной тенденции своего замысла, тогда его произведения оказываются нереалистическими » (Введение в литературоведение. Под. ред. Г.Н.Поспелова – М., 1976, с. 138 – 139).

Воссоздающее и пересоздающее начала в искусстве выступают в бесконечно разнообразных формах и соотношениях, но так или иначе оба они всегда сопутствуют образному отражению действительности. В отдельных исторически обусловленных случаях они могут даже и противостоять друг другу, но в этом противостоянии нет исключающего, принципиального противоречия. В то же время реалистическое и романтическое начала могут находиться в тесном взаимодействии. «Не случайно Горький в свое время замечал, что в творчестве каждого крупного художника переплетаются между собой и реалистические и романтические элементы, т.е. элементы и воспроизведенной и пересозданной ими действительности» (Тимофеев Л.И. основы теории литературы. Изд. 5- е – М., 1976, с.96).

Поэтому есть доля истины в попытках ряда искусствоведов говорить о реализме раннего искусства. Поскольку в нем налицо очень яркие и отчетливые формы воспроизведения тех или иных сторон тогдашней действительности. В этом искусстве, бесспорно, чрезвычайно ярко выражено стремление к индивидуализации, предельная точность в воспроизведении, например, контуров, а затем поз животных и т.д. Но поскольку способность первобытного художника к обобщению крайне мала, точнее, выражается еще в мифологической форме, поскольку она сводится к прямолинейному выражению тех желаний, которые он связывает с изображением. На теле нарисованного им зверя он отмечает то место, в которое должно попасть его копье во время охоты. Таким образом, по сути дела, здесь перед нами тенденция к реализму, но в его наиболее первичной, эмбриональной форме. Стремление к жизненной правде выступает в данном случае еще в форме натуралистического воспроизведения факта в его индивидуальных подробностях. И вместе с тем перед нами и эмбриональная форма романтизма – восприятие явления с подчеркнуто субъективным его осмыслением, стремление к его пересозданию, которое в данном случае приобретает наиболее прямолинейную форма, форму заклинания.

Вот это переплетение натуралистического и магического изображения в одно и то же время и придает явлениям первобытного искусства характер, который одновременно позволяет их толковать как первоначальную форму реалистического искусства, выделяя натуралистическую их сторону, и, наоборот, отрицать их реалистичность, подчеркивая их магическую устремленность.

Столь же правомерно утверждать, что рассказы Чехова или романы Достоевского нельзя прямолинейно соотносить с произведениями эпохи наскальной живописи эпохи позднего палеолита, ибо они представляют собой совершенно иные исторические обусловленные формы искусства. Вот поэтому так трудно, точнее, невозможно найти некую общую формулу для определения реалистического или романтического метода, как в известной мере противостоящей ему формы в искусстве. Они определяются не в каких-либо четко очерченных особенностях содержания или формы художественного творчества, а лишь в его общей направленности, которая в различной исторической обстановке приобретают все новую и новую окраску. Это функциональные понятия, присущие искусству в целом. С их помощью определяются не конкретные исторические признаки данного явления, а лишь то общее, что оно обнаруживает в различных своих исторических проявлениях.

В настоящее время проблема художественного метода в литературе более всего разработана на материале эпических и драматических произведений. Основными понятиями, в которых литературоведы, как правило, исследуют творческий метод писателя или ряда писателей являются характеры и обстоятельства. При этом, однако, надо иметь в виду, что реальная характерность является источником всякого художественного содержания, в любом роде литературы. В эпосе и драме она предстает прежде всего как целостные характеры и обстоятельства, в лирике как характерное настроение, переживание, вообще внутреннее, субъективное состояние человека и общества. Поэтому творческий метод можно определить как принципы расширенного художественно-творческого освоения реальной характерности жизни.

Подходя к литературным произведениям с таких позиций, следует отметить, что своеобразие реалистического принципа отражения жизни заключается в том, что все основные существенные особенности и отношения изображаемых характеров воспроизводятся в их обусловленности типическими обстоятельствами. Так как подобное взаимодействие характеров и обстоятельств и характеров не подчеркивается, не демонстрируется писателем открыто, возникает представление, будто в реалистических произведениях происходит «саморазвитие» характеров. На самом деле характеры развиваются не сами по себе, а под воздействием типических обстоятельств, хотя последние могут быть и не изображены в произведении.

В то же время исторически отвлеченное изображаемых характеров не позволяет писателю дать конкретные художественные мотивировки действий и отношений героев. Персонажи действуют не вследствие естественных стремлений, вызванных конкретными социальными обстоятельствами, а под действием авторских «навязчивых идей».

Таким образом, реализма нет в тех произведениях, где отвлеченная авторская заданность играет самодовлеющую роль, не опирается на то «саморазвитие» изображенных характеров, которое имеет жизненные, социальные импульсы. В данном случае в текстах воплощается не столько объективная правда, логика жизни, сколько субъективные воззрения писателей, восприятие ими тех или иных жизненных явлений. Реализм есть там, где образы героев выступают не иллюстрацией отвлеченных идей писателя, а воплощают в себе жизненные закономерности той ли иной страны и эпохи. В творческом проявлении эта внутренняя закономерность характеров героев способна преодолеть отвлеченные замыслы писателя или вступить с ними в противоречие, если они не совпадают с такой закономерностью.

Необходимо подчеркнуть, что метод нельзя рассматривать как фактор чисто субъективный, зависящий только от самого писателя, его симпатий и антипатий. В художественном методе наряду с его совершенно очевидной субъективной стороной необходимо видеть и его объективную сторону, то есть в широком смысле слова общественное бытие, которое определяет характер художественного сознания писателя. Типы окружающих его людей, общественные конфликты, в которых обнаруживается их взаимоотношения и их существенные черты, речевые формы их общения – все это не зависит от произвола писателя, все это дано ему эпохой. Она, естественно. сохраняет за ним право и выбора наиболее существенных, с его точки зрения, жизненных фактов, событий и т.д. и того или иного идейного их освещения. Но тем не менее, основное содержание его творчества обусловлено основными жизненными процессами, присущими его времени.

Литература античная и средневековая была в основном нереалистической в своем отражении жизни. В литературе последующих эпох такое отражение жизни также в основном преобладало. Начиная с эпохи Возрождения, в художественной литературе постепенно возникал и формировался реализм. Своего развития и расцвета он достиг в литературе европейских народов во второй половине XIX века. При этом в разных национальных литературах, в творчестве разных писателей он был различным по глубине и значительности.

Отступления писателей от реализма далеко не всегда лишают их произведения художественной правдивости. Развитие литературы происходит таким образом, что в определенные исторические периоды произведения часто бывали отвлеченными по отражению жизни, но заключали в себе при этом историческую правдивость содержания и достигали высокой степени художественности. Это зависело от уровня художественного мышления писателей, от его соответствия прогрессивным историческим тенденциям национального, социального или нравственного развития общества.

Так, значительным фактом русской культуры являются многие произведения средневековой литературы. Образцом литературы, созданной по «нормативным» принципам, являются произведения классицизма (оды Ломоносова, трагедии Сумарокова и др.). Все эти произведения, не являясь реалистическими, отличаются большой исторической правдивостью содержания. Романтизм с его нереалистическим изображением свободной, независимой личности, поступающей по своим внутренним нравственным законам, также (а часто еще в большей степени, чем классицизм) имел своим художественно-познавательным результатом высокую степень идейной и психологической правдивости. Так, мятежно восставая против общества, не признающего свободы личности, романтические герои Д.Г. Байрона, М.Ю. Лермонтова, несмотря на отсутствие у них положительных общественных идеалов, уже в силу своего беспощадного отрицания сложившегося общественного уклада оказывались способными помочь прогрессу исторического познания и были поэтому исторически правдивы.

М е тод худ о жественный- система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Категория М. х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества. Многообразие художественных методов (классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм и т.д.) нельзя втиснуть в рамки противоположных политических взглядов (реакционные - прогрессивные), или противоположных философских мировоззрений (материализм-идеализм), или упрощенной историко-художественной оппозиции (реализм - антиреализм). Необходимо рассматривать художественный метод, исходя из его собственной эстетической природы. природе художественного метода идут споры. Одни ученые определяют его как совокупность художественных приемов и средств; другие - как принципы эстетического отношения искусства к действительности, третьи - как систему мировоззренческих направляющих творчества. Ошибочно отождествлять творческий метод с эстетическим отношением искусства к действительности. В рамках одного и того же метода возможны разные принципы этого отношения. Так, для разных теоретиков и практиков романтизма искусство есть или отражение субъективного мира художника, или выражение принципа романтической иронии, или идеализация прошлого, или предугадывание будущего, или изображение желаемого. И, несмотря на столь разное понимание принципов эстетического отношения искусства к действительности, все эти художники пользовались одним и тем же художественным методом - романтизмом. С другой стороны, принципы эстетического отношения к действительности у представителей разных художественных методов порой совпадают. в XX в. существуют романтизм, модернизм, критический реализм, социалистический реализм. Это многообразие объясняется тем, что существуют разные слои и сферы общественной практики, различное мировоззрение у художников и их ориентация на различные традиции в предшествующем искусстве. Художественный метод - результат активного отражения предмета искусства. Мировоззрение и избранная худ традиция выступают как призма между действительностью и способом мышления художника. Мировоззренч позиции и художественно-культурные ориентации на традиции бывают разными у разных школ и групп художников. Отсюда и возникают разные методы в одну и ту же эпоху.

- Метод. Понятие художественного метода.

Метод – совокупность наиболее общих принципов художественного мышления. Вычленяют реалистический художественный метод и нереалистический метод. Формируются разные модели.

1. Отбор фактов действительности для изображения.

2. Оценка.

3. Обобщение – бывают идеальные модели.

4. Художественное воплощение – система художественных приемов.

Метод – это понятие надэпохальное. Реализм – есть всегда, но он разный, разные акценты. Литературные направления – историческое воплощение какого-либо художественного метода. Любое направление имеет теоретическое подспорье, манифест. Состояние философии определяет взгляды писателей. Реализм вырастает из Гегеля. Просветители – французский материализм. Литературное направление – всегда неоднородно. Пример: критический реализм. Борьба внутри направления.

Худ мир автора. Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык литературы, став явлением искусства, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художественные функции фактов языка в литературе определяются, в частности, их стилистическими свойствами, то естественно, что С. художественной речи остаётся в пределах С. языка как лингвистической дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетической функции языка в литературе. С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художественной литературе, способы актуализации таких сторон языка, которые в практической речи не существенны, и т.д. Одной из задач исторической С. в этом плане является анализ отношения языка художественной литературы к общелитературному и народно-разговорному языку на разных этапах развития языка и литературы. Это даёт возможность наметить связи между историей литературного языка и историей литературы, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художественной речи стремится выявить эстетическую функцию языкового материала в конкретной художественной системе , в его связях с др. элементами этой системы . Поэтому в С. художественной литературы важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отдельные художественные произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художественной речи граничит с поэтикой . Это соприкосновение намечает границы лингво-стилистического анализа; они обусловлены тем, что в понятие художественного стиля литературного произведения входят, по выражению В. М. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтического текста, звуковой инструментовки стиха. Большую роль в развитии С., в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художественной литературы). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. ВС. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистического значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художественной литературы в стилистической системе литературного языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистических методов и др.

2. ГИПЕРБОЛОЙ (от гр. gyperbolē - преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега). Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, - поэтому могут в речи выражаться языковыми единицами различных уровней (словом, словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым), поэтому отнесение их к лексическим образным средствам отчасти условно. Другая особенность гиперболы и литоты заключается в том, что они могут и не принимать форму тропа, а просто выступать как преувеличение или преуменьшение

ЛИТОТОЙ (от гр. litótēs - простота) назывАается образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. - Гр.). Литоту называют еще обратной гиперболой.

ПЕРИФРАЗОЙ (от periphrasis - пересказ) называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. (Не раз сгорая дотла и восставая из пепла, Москва, - даже оставшись после Петра Великого «порфироносной вдовой», - не утратила своего значения, она продолжала быть сердцем русской национальности, сокровищницей русского языка и искусства, источником просвещения и свободомыслия даже в самые мрачные времена).